Как и в любом другом виде кинематографа,
разнообразие сюжетов аниме ограничено только фантазией сценариста.
Наряду с аниме, рассказывающими о параллельных реальностях и космосе,
существуют аниме, описывающие исторические события, или даже
воссоздающие повседневную жизнь главных героев в самом обычном Токио.
Тем не менее, различные жанры накладывают различные отпечатки на сюжеты
аниме, и зачастую определяют общую манеру построения или ключевые вехи
сюжетной линии сериала.
Так, например, произведения, называемые «сёнэн-адвенчер» (shounen-adventure — приключения для парней)
зачастую имеют предсказуемый канонический вид: большую часть сериала
главный герой собирает команду сторонников и учится новым приёмам
ведения боя, преодолевая при этом мелкие возникающие проблемы, чтобы в
конце концов победить превосходящего по силам противника. После этого
сериал либо заканчивается, либо возвращается к началу: обозначается
более сильный, более опасный враг. Один такой цикл иногда называют аркой (от англ. arc). Примером классической shounen-adventure может служить «Rurouni Kenshin» — эпос о Химуре Кэнсине, самурае времён реставрации Мэйдзи, умеющем, но не желающем больше убивать.
Распространено также нестандартное скрещивание привычных шаблонов. Например, комедия/боевик «Стальная тревога»
повествует о молодом, но бравом вояке Сагаре Сосуке, которого
определили на учёбу в школу — охранять потенциальную жертву.
Гармоничное переплетение школьных комедийных сценок и серьёзного
военизированного сюжета компенсирует недостатки обеих линий по
отдельности.
Несмотря на обилие сериалов, сделанных по канонам жанра, не убывает
и количество оригинальных, не поддающихся точной классификации
произведений. Примером сериала с нестандартной сюжетной линией может
служить «GANTZ» —
боевик, главные герои которого — Кэй Куроно и Масару Като — погибли под
колёсами поезда метро, но были воскрешены неподвижным чёрным шаром,
занимающим половину комнаты в токийской гостинице — для того, чтобы
участвовать в жестокой игре на выживание, выйти из которой можно, лишь
заработав 100 очков.
Вселенные, в которых происходит действие сериалов, могут принимать любые формы, от классических фэнтези-миров до популяризованных американскими авторами киберпанка («Ghost in the Shell», «Serial Experiments Lain») или развитого Аниме паропанка («Fullmetal Alchemist», «Стимбой»). Истории фантастических миров могут серьёзно отличаться от привычной нам: так, в аниме «Fullmetal Alchemist» вместо физики развито искусство алхимии, в Аниме «Trigun» действие происходит в далёком будущем, на пустынной планете, среди останков потерянных технологий. Сериал «Волчий дождь» рисует постапокалиптический мир, в котором люди однажды проиграли сами себе, и оставили огромные поля сражений, усеяные скелетами боевых механизмов.
Большая часть аниме-сериалов обладает ярко выраженным эмоциональным
и идейным подтекстом. Режиссёр образами создаёт подходящий
эмоциональный фон для передачи своих мыслей. Популярными идеями
являются: идея стойкости, нежелания сдаваться сколь угодно
могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора
жизненного пути, мораль человека. Различный возраст целевой аудитории
зачастую влияет на идейный подтекст произведения: shounen-adventure,
обычно адресуемые юношам старше двенадцати лет, чаще содержат «простой»
эмоциональный ряд (не сдаваться, защищать друзей, и т. д.) с меньшей
проработкой деталей, чем философские или психологические произведения
для взрослых. «Простота», однако, не означает, что идеи таких сериалов
«детские» или даже «наивные», «максималистские» — или что такие сериалы
не рассчитаны на старшее поколение. В более серьёзных сериалах
рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, проблемы эскапизма, одиночества и разделённости людей, религии.
Часто сюжет и стилистика Аниме заимствуются из экранизируемого произведения, обычно — манги или «лёгкой новеллы».
Иногда при этом сюжет аниме может достаточно сильно отличаться от
сюжета экранизируемой манги: так, в аниме могут быть добавлены герои,
отсутствующие в манге, изменена концовка и тому подобное.
|